Актуальность вопроса приобщения дошкольников к национальной культуре карельского и русского народов по сей день не вызывает сомнений.  Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении. 

    К  средствам  приобщения  детей  к  карельской  народной  культуре  и  условиям  его  эффективного  осуществления  мы  относим  специально  организованную  среду,  «хранилище  культуры  Карелии» - музейный комплекс.

      Начиная с 2003 года в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №107» функционирует музейная экспозиция «Край, полный старины», вместившая  в  себя  три  предмузейно-ориентационных  зала  и  собственно  музей-избу. Музей  в  помещении  детского  сада – это  особое  место. Основная  задача  музейной  экспозиции  «Край,  полный  старины» - это  введение  детей  в  особый  самобытный  мир  путём  его  действенного  познания,  активного  приобретения  детьми  культурного  богатства,  формирование  эмоционально  окрашенного  чувства  причастности  к  наследию  прошлого,  в  том  числе  благодаря  созданию  особой  среды,  музейной  атмосферы,  позволяющей  непосредственно  с  ней  соприкоснуться.

Музейный комплекс «Край, полный старины!» внесен в сводный каталог музеев образовательных учреждений Республики Карелия и имеет официальный статус «Школьный музей» по профилю – этнографический.

      Музейная  экспозиция,  возникшая  на  базе  МДОУ «Детский  сад №107»,  отражает  глубокое  взаимопроникновение  культур  разных  народов:  карел,  вепсов,  финнов,  русских,  сложившееся  благодаря  их  многовековому  общению. 

      Предмузейные  ориентационные  залы  помогают  ввести  ребёнка  в  музейный  мир.  В  них   представлены:  специальная  фотовыставка,  составленная  по  материалам  Вепсского  этнографического  музея  с. Шелтозеро; сменяемые фотоиллюстрации,  на  которых  представлены  домашняя утварь, предметы быта.

     Также на первом этаже детского сада созданы демонстрационные  витрины   с  музейными  экспонатами:  текстиль,  предметы  хозяйского  двора  и  средства  передвижения. Каждый посетитель, войдя в детский сад, погружается в музейную атмосферу.

    Собственно  музей-изба  представляет  собой  воспроизведение  жилого  деревенского  помещения. Условность  этой  части  экспозиции  в  том,  что  все  предметы  интерьера  собраны  в  одной  комнате;  они  доступны  ребёнку.  Само  посещение  музея  превращается  в  интереснейшее  занятие:  можно  узнать  об  экспонатах  много  нового,  сделать  похожие,  поиграть  с  ними. Центральное  место  в  избе  занимает  макет  печи,  которая  располагается  слева  от  входа  в  избу,  несколько  отступая  от  стены.  Рядом  с  печью  помещаются  кадушки,  коромысло,  лопата,  тушильник, ухват. На печи хранится домашняя утварь: горшки, чугунки, ступки, сковорода. По  левую  сторону  от  входа  расположен  стол,  над  ним  подвешен  посудник,  в  котором  находится  домашняя  утварь:  миски,  ложки,  самовар.

    В  реквизит  избы  входит  также  детская  люлька  из  досок,  ткацкий  станок, старинный сундук, в котором хранится крестьянская одежда. А над ним висит старинное зеркало, которому более 100 лет. Дополняют образ старинной карельской избы самотканные дорожки на полу, лавках и на стенах.

     Интерьер  музея  постоянен.  Меняются  и  дополняются  лишь  отдельные  элементы. В основном все предметы быта собраны в селе Шелтозеро и д.Руд-Наволок (Заозерье) силами родителей и сотрудников детского сада.

Основные направления деятельности музея:

  1. Проведение экскурсий по музею, специально организованной музейно-образовательной деятельности, предусмотренной образовательной программой ДОУ с целью знакомства детей дошкольного возраста с историей, бытом, традициями и культурой жителей Карелии.
  2. Проведение тематических досугов, посиделок, народных праздников с целью знакомства детей с игровым,  речевым и песенным национальным фольклором.
  3. Привлечение родителей к сохранению национальной культуры и традиций Карелии через организацию совместных мероприятий.
  4. Расширение образовательного пространства ДОУ посредством организации сетевого взаимодействия с учреждениями культуры города.
  5. Обобщение и представление опыта работы по этнокультурному образованию на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.